Святые

■ 14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), – бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

Прп. Серапион

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *