История

Основание

В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.).

Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

После кончины иноков гора вновь опустела, – здесь иногда бывали лишь пчеловоды, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сент. 1405 г. однажды пришедший на гору пчеловод увидел сияние, исходившее от липового дерева. Подойдя ближе, он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Помолившись еще, пчеловод отправился в Путивль, где и рассказал обо всем случившемся. Далее предание гласит: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим. И в то время на сем месте устроиша мал храм молитвенный (вероятно, часовню) и в нем, снемше со древа, поставиша чудотворную ту икону». Затем путивляне отправили гонца в Москву к митрополиту свт. Киприану за благословением «на оном месте построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Благословение было дано, и «тако… на сем пустынном месте построися монастырь общежительный, и игумен бысть с братиею, и поставлена церковь деревянная… И от того времени от чудес Пресвятыя Богородицы прославляшеся сие место».

Продолжение истории

1-е документальное упоминание о пустыни относится к 1591 г. Соответствующий отрывок из писцовых книг Путивля уцелел в тексте грамоты о правах монастыря, отправленной путивльским властям из Москвы 23 марта 1593 г. Отрывок гласит, что пустынь владела в Путивле храмом Святой Софии, Премудрости Божией. По мнению исследователя П. Преображенского (1884), этот храм был подворьем пустыни, а в 1591-1593 гг. стал самостоятельным Путивльским Молченским монастырем. В архиве Путивльской Молченской обители П. Преображенский читал копию относящейся к ней грамоты патриарха Московского свт. Иова от 5 сент. 1597 г. Грамота гласит, что патриарх «игумена Илью с братьею… пожаловал, дани своей церковные и казенных пошлин имати не велел, для того что тот монастырь стал вновь». По данным П. Преображенского, в 1592 г. Молчанскую пустынь разорили крымчаки, а в 1605 г. – польское войско, двигавшееся на Москву с Лжедимитрием I, после чего иноки переселились в Путивльский Молченский монастырь.

Описания XIX в. гласят, что вскоре на месте разоренной пустыни была поставлена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и 3 кельи, где жили один из старцев Путивльского монастыря и монастырский пчеловод; в праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Покрова иноки Путивльской обители приезжали сюда совершать богослужение, а ок. 1630 г. храм заменили каменным.

О дальнейшей истории пустыни сообщает грамота царя Алексия Михайловича от 11 марта 1653 г. Здесь сказано, что с некоторых пор в пустыни уже «с черным же ж попом (т. е. иеромонахом) бывало по шести человек братов и служба повсядневная, а пища и одежда им шла из большаго Молчинскаго монастыря (в Путивле)», но теперь (1653) пустынь «стоит без пения, попа чернова и братьи никого нет, служить некому», хотя сюда «из Путивля и из иных многих городов многие люди молебствовати приезжают по вся дни». В этой связи «Путивля города всяких чинов люди» просили игумена Путивльского Молченского монастыря восстановить в пустыни прежний порядок; получив отказ, они написали челобитную царю; государь повелел воеводам Путивля исполнить желание граждан, невзирая на мнение игумена.

Из уцелевших текстов последующих грамот 2-й пол. XVII в. известно, что игумен Афанасий так и не отрядил в пустынь иноков из своей братии, но попросил воеводу Феодора Хилкова переселить туда отшельников Ширяевского леса под Путивлем – Александра и Софрония с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

С 1672 г. послушником пустыни был сосланный сюда из-за опалы бывший сотрудник царской канцелярии Семен Медведев, уроженец города Курска (1641). В 1674 г. он принял в обители постриг с именем Сильвестр. Своему учителю, известному ученому иеромонаху Симеону Полоцкому, о. Сильвестр писал в Москву о пустыни, что это «место красотою, уединением и изобилием над иныя сицевыя места богато». В 1677 г. о. Сильвестр смог вернуться в Москву, где вскоре стал корректором Печатного Двора, а в 1680 г. в связи с кончиной о. Симеона Полоцкого сменил своего почившего наставника на должности настоятеля московской Заиконоспасской обители. При подавлении стрелецкого бунта 1689 г. о. Сильвестра обвинили в сочувствии мятежу, арестовали, лишили монашества, подвергли пыткам и заключению, а в 1691 г. казнили. По приглашению Медведева в 1672-1675 гг. в пустыни жил его родич курчанин Карион Истомин (†1717) – будущий автор 1-го российского иллюстрированного «Букваря» (1694).

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев): он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879). Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины. Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор. Из Лавры пришел в Софрониеву обитель в 1829 г. и послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

После революции, в 1920 г., в ряде уездов Курской губернии, включая Путивльский, вспыхнуло крестьянское восстание против советской власти, которое было жестоко подавлено. Обвинив братию Софрониевой пустыни в укрывательстве мятежников, обитель в том же году закрыли. В 1921 г. здесь разместился детский дом. В 1926 г. земли вокруг Путивля, включая район пустыни, были переведены из состава России в состав Украины. В 1939-1940 гг. в обитель занимал Путивльский лагерь НКВД, где содержали польских воинов, плененных во время присоединения в 1939 г. к Украине ее западных областей, находившихся прежде в составе Польши. В период Великой Отечественной войны (1941-1945), в начале июля 1942 г. в лесу возле пустыни стояло партизанское соединение Сидора Ковпака. 6 июля в бою с оцепившими лес фашистами партизаны нанесли врагу поражение,  и смогли выйти из окружения. В послевоенные 1940-1950-е гг. многие здания обители разобрали на строительные материалы.

В 1988 г. руины монастыря обрели статус памятников архитектуры. В 1999 г. в обитель вернулись иноки. 29 авг. 2001 г. Свящ. Синод УПЦ объявил о ее официальном открытии. 14 апр. 2009 г. принято Синодальное решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.